Новости и события

Учёные НИИ механики МГУ провели исследование буксировочного сопротивления пассажирского теплохода, который будет эксплуатироваться на Енисее

Учёные НИИ механики МГУ провели исследование буксировочного сопротивления пассажирского теплохода, который будет эксплуатироваться на Енисее

15.03.2024

Учёные НИИ механики МГУ провели исследование буксировочного сопротивления пассажирского теплохода, который будет эксплуатироваться на Енисее

Сотрудники НИИ механики МГУ провели комплексную научно-исследовательскую работу по расчетно-экспериментальному определению буксировочного сопротивления модели судна проекта А45-90.2 – пассажирского теплохода, который на данный момент строится на Средне-Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге. Эксплуатировать судно планируется на Енисее.

Учеными института было проведено численное моделирование обтекания натурного судна на суперкомпьютере. После чего, для проведения валидационного эксперимента была изготовлена геометрически подобная модель длиной 3 метра. Именно она использовалась при проведении буксировочных испытаний в гидродинамическом канале МГУ. 

Модель крепилась к буксировочной тележке, на которой размещалась измерительная аппаратура для определения буксировочного сопротивления, осадки модели и ее угла дифферента. Эксперимент позволил рассчитать данные параметры в зависимости от скорости движения теплохода. 

Как прокомментировал руководитель исследования, заведующий лабораторией нестационарной гидродинамики НИИ механики МГУ Владислав Прокофьев, «испытания, проведенные сотрудниками НИИ механики МГУ по определению буксировочного сопротивления строящегося корабля позволили валидировать выполненное ранее численное моделирование и установить достоверные характеристики его обтекания. Полученные данные предоставили возможность оптимальным образом выбрать характеристики силовой установки».

Результаты работы были успешно перенесены на натуральную величину будущего пассажирского судна. Отличие экспериментально и расчётно определённого коэффициента сопротивления судна составило менее 3%, что подтверждает достоверность компьютерной модели и позволяет использовать её для анализа различных режимов движения судна в дальнейшем. Кроме этого, итоги исследования сопротивления теплохода вносят вклад в оптимизацию процесса разработки судов в целом.