Новости и события

В МГУ исследовали флаттер лопасти воздушного винта для самолета «Байкал»

В МГУ исследовали флаттер лопасти воздушного винта для самолета «Байкал»

29.01.2024

В МГУ исследовали флаттер лопасти воздушного винта для самолета «Байкал»

Ученые НИИ механики МГУ по договору с АО «Уральский завод гражданской авиации» выполнили составную часть ОКР по исследованию флаттера лопасти воздушного винта, которым, как ожидается, будет оснащен лёгкий многоцелевой самолёт «Байкал». 

Самолет рассчитан на перевозку до девяти пассажиров или до двух тонн груза на расстояния до трех тысяч километров и предназначен для использования на местных воздушных линиях и для других авиационных работ. Исследования проводятся в рамках импортозамещения, а также модернизации и развития авиационной техники. В настоящее время для определения границ флаттера винта отсутствует промышленное программное обеспечение, общепринятое в конструкторских бюро авиастроительной отрасли, в связи с чем расчет флаттера представляет собой нетривиальную задачу. 

Часто расчет флаттера проводится на основе упрощенных методов, которые не обладают достаточной точностью для описания современных композитных лопастей сложной формы и не соответствуют современному уровню развития вычислительной техники. Этим обуславливается необходимость разработки математических моделей и программного обеспечения, позволяющего прогнозировать области устойчивости лопастей с учетом нескольких форм собственных колебаний. 

«Проведенная работа позволит спроектировать воздушный винт, аналогичный по внешним обводам импортному, но имеющий оптимальные массовые и жесткостные характеристики и обладающий устойчивостью к флаттеру. Разработка современных методов расчета флаттера чрезвычайно важна для развития российской гражданской авиации», – прокомментировал руководитель работы со стороны НИИ механики МГУ Василий Веденеев.

Сотрудниками института была разработана математическая модель и ее программная реализация для расчета флаттера в трехмерной постановке, учитывающая произвольное число форм колебаний и предполагающая использование квазистационарной или же нестационарной аэродинамической теории. Проведено исследование устойчивости на нескольких полетных режимах и даны рекомендации, которые позволят избежать возникновения флаттера на других полетных режимах.